Михаил Салтыков-Щедрин
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889 гг.) – русский писатель-реалист, критик, автор острых сатирических произведений, известный под псевдонимом Николай Щедрин (настоящая фамилия литератора – Салтыков). В своих произведениях писатель поднимал темы морали и нравственности в обществе того времени.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. С 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.
В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).
В краткой биографии Салтыкова-Щедрина нельзя не упомянуть о том, что в 1848 году в его жизни наступает длительный период ссылки: за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.
Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел. В 1856–1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».
В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник».
Вскоре выходят его сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».
В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.
С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869–1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города» (краткое содержание), в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».
Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.
В сказке рассказывается о глупом помещике, который жаловался Богу на то, что слишком много развелось мужиков. Он решил их сам извести. Мужики умоляли Бога («Крестьяне взмолились всем миром к Господу Богу: „Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!“») — и вот помещик остался один. На базаре пропали и мука, и мясо, и живность всякая да и людей не было. Приезжали к нему гости, приезжали к нему актёры и многие люди, но как они только приезжали, то сразу и уезжали (в доме не было ни слуг, ни еды).
Автор показывает главного героя — Карася-идеалиста — персонажем с высокими нравственными идеалами, который готов пожертвовать собой ради того, чтобы эти идеалы воплотить в жизнь. Карась считает, что социального зла не существует, и полагает, что даже Щука может измениться. Во время двух бесед с Щукой Карась спасается, но на третий раз Щука проглатывает Карася], и его добродетельные мотивы не получают никакого отклика.
Два генерала, проснувшись, обнаруживают, что они находятся на необитаемом острове. Чтобы не погибнуть от голода, они решают найти мужика. Мужик не только решает все проблемы, но и доставляет генералов обратно в Петербург. Они получают много денег – жалованье за время пребывания на острове. И про мужика не забыли: послали рюмку водки и пятак серебром.
В сказке «Медведь на воеводстве» царь-лев, по рекомендации своего главного советника осла, посылает в лес бравых медведей, чтобы они усмиряли мелкое зверье, «лесных мужиков», посредством «злодейств» и «кровопролитиев». Но лесной народ этих наезжих медведей либо в грош не ставит, либо убивает.